среда, 5 сентября 2012 г.

Сколько должен стоить дизайн интерьера?

Дизайн интерьера – сфера сравнительно молодая, но уже очень модная. Очень многие люди ищут помощи дизайнера в той или иной форме. Но зачастую они находятся под гипнотическим воздействием этого словосочетания и не имеют четкого понимания, что же именно делает дизайнер. В лучшем случае их представление сформировано передачами типа «Квартирный вопрос» или «Школа ремонта», в которых рабочих процесс нескольких месяцев ужат до получаса экранного времени, щедро разбавлен музыкой и шутками, а весь стресс и мусор оставлены за кадром.


Совсем не удивительно в этой ситуации, что у многих людей в голове отсутствует понимание того, сколько эта услуга могла бы стоить. А если и есть какой-то представление – то эта цифра ничтожно мала.

Давайте попробуем разобраться, сколько же на самом деле должен стоить дизайн-проект и «почему так дорого».

На территории бывшего СССР принято "мерить искусство килограммами". Точнее, цена на дизайн интерьера определяется площадью, количеством квадратных метров. Так уж исторически сложилось. Это не самое честное деление: сделать интерьер одного большого помещения площадью 100 кв. м. значительно проще, чем дизайн 10 помещений по 10 кв. м. Поэтому дизайнеры придумывают разные градации и схемы, которые позволяют им оптимизировать ценообразование. Например, на маленькие квартиры площадью до 50 кв. м. может быть одна цена за метр – а на частные дома свыше 300 кв. м. уже совсем другая.

Однако западный опыт утверждает, что такой расчет цены не совсем верен. В Европе и США более распространены два других подхода к ценообразованию – по количеству затраченного времени и по проценту от сметы. В первом случае дизайнер фиксирует все время, которое он проводит с клиентом в разъездах по магазинам, посещениях стройки и за изготовлением проектной документации. И по какой-то стандартной ставке выставляет заказчику счет. Во втором случае дизайнер с заказчиком сразу оговаривают бюджет реализации проекта – и вычисляют из него стоимость проекта, которая обычно составляет 7-10%

Эти два варианты не прижились на территории бывшего СССР по вполне понятным причинам – отношения такого типа требуют честности и взаимного доверия. Бизнес-этика на западе складывалась годами, а на постсоветском пространстве это словосочетание все еще считается нонсенсом. И дело даже не в том, что все заказчики норовят заполучить объект бесплатно. И не в том, что все дизайнеры запишут как можно больше часов себе в рабочий процесс. Просто обе стороны не готовы верить в порядочность и моральные качества друг друга.

Поэтому мы имеем именно ту ситуацию, которая сложилась на рынке сейчас. И цена за квадратный метр колеблется от нижней планки в $5 за кв. м. до $500 и более. Такова реальность.

Большинство людей, принявших решение обратиться к дизайнеру интерьера, делают это впервые. Некоторые даже и серьезный ремонт делают впервые и не совсем представляют себе, что их ждет. И конечно, человеку тяжело разобраться, - сколько же должен стоить дизайн проект? Какова нормальная рыночная стоимость этой услуги? Как не переплатить – но и получить хорошее качество?

Давайте не будем брать две крайности – совсем зеленых новичков, которые демпингуют, и совсем "звездных" дизайнеров, которые работают с "олигархами". Если вы обращаетесь к дизайнерам первой категории – вы сознательно идете на определенный риск, предоставляя свое жилье в качестве полигона для тренировки. Возможно вам повезет и ваше сотрудничество окажется плодотворным, и вы будете рады, что сэкономили денег и помогли начинающему. А может быть, вы сильно обожжетесь и заречетесь вообще работать с дизайнером интерьера, так как «они рисуют почеркушки на салфетке и ничего сами не предлагают». Если же вы хотите работать с действительно известными дизайнером типа Кирилла Истомина или Вероника Блумгрен - вопрос цены для вас в любом случае не актуален.

Рассмотрим среднестатистического дизайнера, который разрабатывает интерьеры квартир и частных домов. Скорее всего у него (или нее, что чаще) есть высшее архитектурное и дизайнерское образование или большой практический опыт. Он (она) на рынке уже более 5 лет и имеет уже более 5 реализованных объектов. Именно реализованных, которые существуют не только на бумаге – но которые требовали присутствия на стройке, контроля работ, общения со строителями, закупки и заказа мебели и оборудования. На таких объектах обычно есть возможность сравнить то, что было в проекте – и итоговую реализацию, которая фиксируется при помощи фотосъемки, желательно профессиональной или полупрофессиональной. Это очень важно, так как если заказчики позволили дизайнеру приехать с фотографом и отснять готовый интерьер – значит у них сохранились как минимум хорошие деловые отношения и они остались довольны его работой.

Скорее всего, у этого дизайнера уже есть несколько публикаций в интерьерных журналах – возможно не в самых престижных, возможно публикация лишь одна или две. У него есть свой сайт, есть стандартный состав проекта и прейскурант. Он знает, как и где можно согласовать перепланировку. Ему известен ассортимент отделочных материалов, сантехники, мебели, светильников, он разбирается в производителях и поставщиках, у кого лучшее соотношение цены и качества, у кого хорошие сроки поставки или большой склад. Он может сказать, какое количество искусственного освещения необходимо в той или иной комнате. У него есть контакты со смежниками – проектировщиками электричества, вентиляции и кондиционирования, отопления, водопровода и канализации. При необходимости он порекомендует вам хороших строителей.

Этот дизайнер на встречу с вами принесет свое портфолио или презентацию. Вы также сможете ознакомиться с портфолио на его сайте в Интернете. Во время первой встречи вам будет предложено составить Техническое Задание (ТЗ), а возможно даже в вашем присутствии на плане
будет сделан набросок планировки или озвучены какие-то идеи.

Все это подскажет вам, что перед вами профессионал хорошего уровня. Все это гарантирует вам, что перед вами еще и порядочный человек, так как в бизнесе дизайна интерьера репутация очень важна. Очень важно, чтобы вам человек также был приятен в общении, чтобы вы чувствовали себя с ним комфортно, чтобы он вас слушал и понимал, а вы понимали его. Выбирать дизайнера – то же самое, что выбирать, например, гинеколога. Если с ним не комфортно, хорошего результата не получится.

Вы нашли такого специалиста? Отлично, пришло время поинтересоваться ценой.

В этот момент вы констатируете, что разброс цен все еще имеет место – пусть не в десятки раз, но в разы. Стоимость дизайн-проекта может колебаться от 30$ до 100$, хотя естественно, есть предложения и ниже и выше этих границ. Но мы рассматриваем некий усредненный вариант (эти цифры указаны для Москвы, Санкт-Питербурга, Риги;в других городах стоимость может отличаться в низшую сторону).

И тут самое время обратиться к опыту наших западных коллег, которые в силу исторических причин являются более опытными. Не зря они рассчитывают стоимость дизайн-проекта в процентном соотношении от стоимости реализации, ох не зря.

Смотрите: чем более дорогой, эксклюзивный интерьер вы хотите сделать – тем более качественные материалы вы будете использовать. Тем более дорогую мебель, светильники, технику покупать. Тем страшнее все это доверить дизайнеру, соответственно, тем выше должна быть его квалификация и уровень ответственности. А значит и цена.

Нужно понимать, что если вы планируете ремонт эконом-класса (на полу ламинат или недорогая паркетная доска, на стенах покраска или недорогие обои, типовая мебель а-ля ИКЕА), то дизайнер должен быть профессионалом. Но когда вы планируете что-то более эксклюзивное и дорогое (массивный паркет и натуральный камень на полу, текстильные обои или роспись на стенах, мебель по индивидуальному проекту или зарубежных производителей) – тут нужен уже профессионал с высокой квалификацией, который имеет опыт работы с подобными материалами и технологиями. Соответственно, и цена на его услуги будет выше. Именно поэтому разумно выбирать дизайнера исходя из того, как много денег вы планируете потратить на ремонт и оформление. Если эти две цифры находятся в зависимости – ваши шансы найти специалиста нужной квалификации сильно возрастают.

Безусловно, это не какие-то жесткие рамки, а лишь приблизительные границы. Если вы хотите сэкономить на дизайне и поручить свой интерьер чуть менее опытному специалисту – это ваш выбор и ваше право. И совершенно не обязательно что-то пойдет не так – в принципе, я считаю, что хороший специалист справится с любым интерьером, даже вне своей «весовой категории». И конечно, цена – отнюдь не гарантия качества (по крайней мере, высокая цена не гарантирует высокого качества). Но низкая цена к сожалению, почти всегда является гарантией низкого качества.

Опытным путем мы с коллегами пришли к выводу, что стоимость дизайн-проекта составляет на территории бывшего СССР 3-7% от реализации проекта. Какой именно процент в вашем случае – зависит от площади и стоимости реализации. Чем больше площадь – тем меньше процент (3-5%). Чем меньше площадь – тем большей процент (5-7%). Чем более дорогой ремонт планируется – тем ниже процент (3-5%). Чем более дешевый – тем выше (5-7%).

Совместными усилиями мы создали такую вот диаграмму, которая приблизительно показывает, какую часть из тех денег, которые вы собираетесь потратить на ремонт и оформление вашего жилья, стоит дизайн-проект.
Зачастую вся стоимость дизайн-проекта вместе с авторским надзором эквивалентна:
Стоимости дивана и пары кресел
Стоимости кухонной мебели – без встраиваемой техники, стола и стульев
Стоимости кровати с матрасом
Стоимости домашнего кинотеатра

Казалось бы, дизайн-проект – не какая-то материальная ценность, его нельзя пощупать, им нельзя пользоваться. Поэтому наверное, зачастую и бывает так сложно принять эту цену, потому она и кажется такой высокой.

Но давайте снова обратимся к опыту западных коллег. Попробуйте подсчитать, сколько стоит час вашей работы. Теперь подсчитаем, что у дизайнера уходит около 9 месяцев (в среднем от 6 до 12 месяцев) на полный цикл работ – проектирование с учетом всех индивидуальных потребностей заказчика, поездки по магазинам, работу со строителями, общение с менеджерами, разработку чертежей, визуализаций, переговоры по телефону. Допустим даже, что дизайнер занимается вашим проектом всего лишь каждый рабочий день по 1 часу в течение этого времени – усредненно.

Получается от 120 до 240 часов (хотя на самом деле у него уходит гораздо больше времени). Разделите стоимость дизайн-проекта на эту цифру, вы получите стоимость одного часа работы этого дизайнера. Сравните – это дороже, чем час вашего времени или дешевле? Если дешевле – то дизайнер, помимо всего остального, экономит ваше время и соответственно деньги. Если дороже – ну что же, тогда возможно для вас эта цена действительно высоковата, и вам следует поискать другого специалиста.

Источник: homeideas.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий